Актеры кино

В 1944 году Павел был зачислен в труппу...

Кинорежиссеры

Борис Васильевич Барнет - кинорежиссер,...

Абрам Роом в 1914—1917 учился в Петроградском...

В 1946 г. Чухрай поступил во Всесоюзный...

Выдающийся кинорежиссер и сценарист Иосиф...

Григорий Васильевич Александров (настоящая...

Композиторы кино

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) –...

Исаак Иосифович Шварц (1923 — 2009) —...

Немой

Вход в систему

Эйзенштейн С. М.

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898, Рига, – 1948, Москва), советский режиссер, кинодраматург, теоретик искусства. Родился в семье городского архитектора Риги, надворного советника, еврея, принявшего христианство, мать — русская, происходила из купеческой семьи. С 14 лет, после развода родителей, Эйзенштейн жил с отцом. В 1915–18 гг. учился в Институте гражданских инженеров (Петроград).
Первые самостоятельные спектакли в рабочем театре Пролеткульта — «Мудрец» (по комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923), «Слышишь, Москва» (1923) и «Противогазы» (1924, оба — по пьесам С. Третьякова), отличавшиеся смелостью формального эксперимента, выдвинули Эйзенштейна в ряд крупнейших режиссеров-новаторов и сблизили с кругом ЛЕФа. В журнале «ЛЕФ» (№5, 1923) Эйзенштейн опубликовал программную статью «Монтаж аттракционов», где обосновал социальную направленность искусства.
Поставленный Эйзенштейном в 1924 г. фильм «Стачка» открыл для мирового киноискусства пути к эпическому выражению темы революции. В виртуозной монтажной разработке действия, сменившей традиционное развитие сюжета, значительную роль играли так называемый типажный метод («свернутая биография»), документальный стиль, крупные планы, ритм, метафорические сопоставления кадров. В кинофильме «Броненосец Потемкин» (1925) Эйзенштейн создал пятичастную композицию, напоминающую по структуре античную трагедию. Многие историки кино связывают окончательное самоопределение кино как вида искусства с этим фильмом. В 1926 г. Американская киноакадемия признала его лучшим фильмом года. Л. Фейхтвангер в романе «Успех» подробно описал сам фильм и его воздействие на зрителя. В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе «Броненосец “Потемкин”» возглавил список 12 лучших фильмов всех времен
Новым этапом в творчестве Эйзенштейна стал фильм «Октябрь» (1927), заказанный властями к десятилетию революции и созданный совместно с режиссером Г. Александровым и оператором Э. Тиссэ, участвовавшими и в съемках «Броненосца “Потемкина”». Работая над этим фильмом, Эйзенштейн выдвинул так называемую теорию интеллектуального кино.
В фильме «Александр Невский» (1938, Сталинская премия, 1941) художник попытался совместить творческий поиск с линией властей, культивировавших в предвоенные годы возврат к народным традициям, к русским корням, героике прошлого. Эйзенштейн связал эпический строй фильма с традициями былин и народных сказаний, изобразительное решение перекликалось с фресковой живописью и архитектурой Древней Руси. Вторжение на Русь тевтонских рыцарей воспринималось зрителями как предупреждение о возможном нападении нацистской Германии.
Фильм «Иван Грозный» — одна из вершин мирового кино (первая серия — 1945; Сталинская премия, 1946; вторая серия — 1944–45, вышла на экран в 1958 г.) — наиболее полно воплотил концепцию Эйзенштейна о синтезе искусств в кинематографе. Вторая серия фильма, в которой Грозный, добившийся единовластия коварством и жестокостью, показан обреченным на одиночество и сомнения человеком, была подвергнута санкционированной И. Сталиным разгромной критике и не вышла на экран. Эйзенштейн хотел спасти фильм, пытаясь идти на некоторые компромиссы, однако так и не успел завершить эту работу.
Фильмы Эйзенштейна, подчеркнуто лояльного к советской власти, отличают поэтизация жестокости, трактуемой им как железная необходимость. В то же время партийная верхушка никогда до конца не доверяла Эйзенштейну и относилась к нему с большим подозрением.