Актеры кино

В 1944 году Павел был зачислен в труппу...

Кинорежиссеры

Юрий Озеров родился в театральной семье. Юра...

Дзиган Ефим Львович (1898-1981). Советский...

В 1919–20 гг., занимаясь в школе живописи...

Донской Марк Семёнович [р. 21.2(6.3).1901,...

Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898, Рига, –...

Композиторы кино

Исаак Иосифович Шварц (1923 — 2009) —...

Немой

Исаак Осипович Дунаевский (18 (30) января 1900...

Вход в систему

Зархи А.Г.

Родился 5 (18) февраля 1908 года в Санкт-Петербурге. Член ВКП(б)/КПСС с 1948 года. Учился в Ленинградском техникуме экранного искусства (1926-1927), а также на киноотделении Ленинградского Пролеткульта (1927-1928). В 1929 году начал работать на ленинградской кинофабрике «Совкино» (ныне «Ленфильм»), где вместе с И.Е.Хейфицем организовал молодежное объединение – «Первую комсомольскую постановочную бригаду». В содружестве с И.Е.Хейфицем дебютировал как режиссер агитационной кинодрамой «Ветер в лицо» (1930).
Широкая известность пришла к Зархи и И.Е.Хейфицу в 1935 году, после выхода на экран комедии «Горячие денечки» (о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки), однако их первым подлинным шедевром был признан фильм «Депутат Балтики» (1936; Сталинская премия, 1941; «Гран-при» Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1937; Латунная медаль Международного кинофестиваля в Венеции, 1946), где на авансцену был выдвинут яркий образ русского профессора (актер Н.К.Черкасов), вставшего на сторону революции. Таким же хрестоматийным персонажем советского кино стала крестьянка Александра Соколова (актриса В.П.Марецкая) из следующего фильма Зархи и И.Е.Хейфица «Член правительства» (1939). В годы Великой Отечественной войны когорту «людей нового мира» в фильмах Зархи и И.Е.Хейфица пополнил вожак монгольской революции Сухэ-Батор («Его зовут Сухэ-Батор», 1942).
После войны на экраны вышли фильмы «Разгром Японии» (1945; Сталинская премия) и «Во имя жизни» (1946; Сталинская премия, 1947). В 1947 году был принят в члены Союза писателей СССР.
В 1952 году Зархи перешел к индивидуальной режиссуре. В 1950-х годах его крупнейшим успехом стал фильм «Высота» (1957; Золотая медаль Международного кинофестиваля в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве; Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах) – «производственная» драма с талантливыми актерскими работами (И.В.Макарова, Н.Н.Рыбников) и близким миллионам зрителей сюжетом. Огромный завод, где на высоте монтируется новое оборудование, удалось представить не только реальным производственным объектом, но и по-своему экстремальной средой, связанной с риском и романтикой.
В 1967 году Зархи поставил фильм «Анна Каренина», который, при всех его недостатках и спорных трактовках, и сегодня следует признать лучшим кинематографическим прочтением этого знаменитого романа. Не отмеченный престижными кинематографическими наградами, он импонирует внимательным отношением к историческому контексту и сильным актерским ансамблем (Т.Е.Самойлова, Н.О.Гриценко, В.С.Лановой, А.А.Вертинская). Немаловажно и то, что по итогам киносезона 1968 года картина стала одним из лидеров всесоюзного проката, собрав свыше 40 миллионов зрителей.
В 1969 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР». В 1973 году режиссер экранизировал роман К.А.Федина «Города и годы».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 февраля 1978 года Зархи Александру Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
На заключительном этапе своей режиссерской карьеры Зархи обратился к жанру биографического фильма, сделав героями своих картин писателя Ф.М.Достоевского («26 дней из жизни Достоевского», 1980) и дипломата Г.В.Чичерина («Чичерин», 1986). В творческой биографии режиссера показательна эволюция от политически-ангажированного кинематографа «большого стиля» к мелодраме и добротным экранизациям русской и советской классики.

Жил в Москве. Скончался 27 января 1997 года.